Таким образом, мозг нельзя считать вместилищем сознания, которое мы можем перемещать куда угодно.
Любой человек неоднократно отправлялся в астрал во сне. Эта форма выхода называется непроизвольным астральным путешествием, и именно о ней пойдет речь в следующей главе.
3. Спонтанное астральное путешествие
Мировой истории известно немало случаев непроизвольных астральных путешествий. Некоторые люди выходили в астрал без видимых причин. Мистер П. Дж. Хичхок в книге «Психология на сон грядущий» пишет о том, как его сын проснулся среди ночи, встал с кровати и, выйдя в коридор, почувствовал, «что что-то не в порядке». Оглянувшись, он увидел световой луч, тянувшийся из спальни и заканчивавшийся у него за спиной. Не на шутку озабоченный, он проследовал в спальню и обнаружил, что на кровати спит не кто иной, как он сам. Наутро он так и не смог вспомнить, как вернулся в физическое тело [Crookall, Out-of-the-Body Experiences, 55]. Подобный выход в астрал во сне может случиться с каждым. Единственной примечательной деталью этого случая следует считать то, что этот человек проснулся и испытал чувство тревоги.
Спонтанный выход из тела в бодрствующем состоянии испытала миссис Нелли Шланкстер из Скотий, штат Нью-Йорк. Однажды, сидя в кругу знакомых, она почувствовала, как «нечто живое» покидает ее тело. Ей хотелось закричать, но голос не повиновался. «Второе я» остановилось примерно в двух с половиной метрах, и она наблюдала это «нечто» до тех пор, пока оно не вернулось в тело [Sylvan Muldoon and Hereward Carrington, The Phenomena of Astral Projection (London: Rider and Company Limited, 1951), 200—201].
К счастью, подобные случаи относительно редки. Большинство эпизодов, связанных с непроизвольным выходом из тела, происходили вследствие стрессовой ситуации или чрезвычайной усталости. Некоторые люди выходят в астрал в момент кульминации полового акта. В этой связи стоит упомянуть специфические восточные техники преднамеренного астрального путешествия, толчок которому дает оргазм.
Астральный опыт в пограничном состоянии
Известно множество случаев астрального опыта, испытанного людьми в критическом, предсмертном состоянии. Фиби Пейн утверждает, что «во время несчастных случаев моментальный выход (души) из тела можно сравнить с действием анестезирующих средств». Кароль Залееки обнаружил немало описаний пограничного состоания в мифах и легендах Древней Греции, Рима, Египта и Ближнего Востока [Carol Zaieski, Otherworld Journeys: Accounts of Near-Death Experiences in Medieval and Modern Times (New York: Oxford University Press, 1987)]. Исследования, проведенные Институтом Гэллапа в 1981 году, показали, что примерно два миллиона взрослых американцев, оказавшись в угрожающей для жизни ситуации, испытали спонтанный астральный выход [George Galiup, Jr. and William Proctor, Adventures in Immortality (New York: McGraw-Hill Book Company, 1982), 32—41].
Среди людей, испытавших состояние, подобное клинической смерти, примерно девять процентов спонтанно покидали свои тела. Как правило, такое происходило непосредственно после того, как они, в силу тех или иных причин, были поставлены на грань жизни и смерти. Человек неожиданно осознавал, что он парит над своим физическим телом, а его сознание принадлежит астральному двойнику.
В этом состоянии большинство людей испытывали радостные и возвышенные чувства. Они вполне отдавали себе отчет в происходящем на физическом уровне и в то же время отдавались упоительному чувству освобождения от бренной оболочки. Например, во время проведения реанимационных процедур пациент парил над операционным столом и беспристрастно наблюдал за действиями врачей.
В некоторых случаях люди, находившиеся в астрале, оказывали себе практическую помощь. Так, итальянский инженер Джузеппе Коста в состоянии крайнего физического и морального истощения однажды вечером без сил рухнул на кровать и погрузился в глубокий сон. У изголовья стояла непотушенная парафиновая лампа, которую он во сне опрокинул. Комнату заполнило «облако черного едкого дыма».
В то же мгновение Джузеппе очутился в астрале и ощутил себя парящим под потолком. Несмотря на то что комната погрузилась во мрак, он отчетливо различал все «фосфоресцирующие контуры». Более того, он видел «каждую жилку и каждый нерв на лежащем на кровати теле и ощущал его как живой, светящийся поток атомов».
Чувство свободы владело им безраздельно, но омрачало горькое осознание того, что он физически не в состоянии открыть окно.
Ему требовалась помощь, и Джузеппе вспомнил о матери, спящей в соседней комнате. Как только он подумал об этом, она проснулась, открыла окно в своей спальне и прошла в комнату сына, нечаянно коснувшись его. Прикосновение матери моментально вернуло Джузеппе в физическое тело, и он проснулся. В горле стоял комок, голова разламывалась на части, а сердце, казалось, вот-вот выскочит из груди.
Этот опыт был первым, но далеко не последним. Позднее Джузеппе написал книгу «Di la della Vita» («Жизнь в ином измерении»), посвященную своим психическим переживаниям и духовному развитию [Stewart Robb, Strange Prophecies That Came True (New York: Ace Books, Inc., 1967), 114—117].
Чаще всего в пограничном состоянии люди испытывают полет сквозь туннель навстречу яркому свету. Часто во время полета их сопровождает оглушающий шум. Человек, вошедший в кому, обычно не желает возвращаться обратно.
Будучи школьником, я знал девушку, испытавшую коматозное состояние после дорожного происшествия. Она чудом выжила, но едва не погибла на операционном столе, пока хирурги «колдовали» над ее телом.
Она рассказала мне следующее: «Меня буквально втягивало в туннель с огромной скоростью, так что я слышала сильный шум в ушах. Меня влекло навстречу прекрасному свету. Некоторое время спустя я очутилась в великолепном саду, где все вокруг сияло неописуемым светом, частью которого была и я. Ко мне подошли люди, и я их узнала. Это были Грэнни и дядя Билл. Рядом находился мой младший брат Филу который умер в восьмилетнем возрасте. Встреча была радостной, а наши мысленные беседы оставили неизгладимый след в моей душе.
И наконец, появился всепоглощающий Свет. Я не знаю, что это было, скорее всего — Господь. От Него исходило добро и понимание. В доли секунды передо мной пронеслась вся моя жизнь. Неожиданно я почувствовала, как меня повлекло назад. Мне этого страшно не хотелось, но в мгновение ока я вновь очутилась в своем теле. Уверяю тебя, это событие изменило всю мою жизнь. Все говорят, что я стала сама не своя, и объясняют это последствиями аварии. Однако это не так. Побывав на «той стороне», я стала терпимой и милосердной».
Я слышал и читал о многих аналогичных свидетельствах, однако никто не придавал им особого значения до тех пор, пока подобные случаи не заинтересовали молодого студента из университета в Вирджинии.
Д-р Реймонд А. Моуди был первым, кто привлек общественное внимание к феномену астрального полета у людей, испытавших клиническую смерть. Университетский профессор рассказал двадцатилетнему Моуди историю о знакомом психиатре Джордже Ричи, у которого констатировали смерть от двухстороннего воспаления легких, а позднее он каким-то чудом вернулся к жизни. В то время, когда это случилось, Джордж служил рядовым. Его смерть зафиксировали в армейском госпитале в Техасе, в 1943 году. После того как его тело накрыли простыней, санитару показалось, что покойник шевельнул рукой. Врач повторно осмотрел тело и подтвердил свой первоначальный вердикт. Однако, по просьбе санитара, он ввел в сердце Ричи адреналин. К удивлению присутствовавших, молодой солдат вернулся к жизни, и после окончания войны занялся медицинской практикой. Д-ра Моуди в этой истории более всего заинтересовал «посмертный» рассказ Джорджа о том, как он летел сквозь туннель и встретился со Светоносными Существами.
Много лет спустя Моуди припомнил этот эпизод в связи с рассказом одного из его студентов о практически таком же случае.
Д-р Моуди поведал обе истории студентам, и те, в свою очередь, поделились с ним свидетельствами своих родственников и друзей. Спустя многие годы он имел все основания заявить: «В любой группе из тридцати человек найдется хотя бы один, кто испытал сам или знает кого-либо испытавшего подобный опыт в состоянии клинической смерти» [Melvin Morse, М. D., with Paul Perry, Closer to the Light (New York: Villard Books, 1990), 12].
После многолетних исследований д-р Моуди опубликовал несколько книг на эту тему, среди которых всемирно известный труд «Жизнь после жизни» [Dr. Raymond Moody, Life after Life (New York: Bantam Books, 1975); Reflections on Life After Life (New York: Bantam Books, 1977); and The Light Beyond (New York: Bantam Books, 1988)].
Следует отметить, что Моуди был не первым, кто обратил внимание на случаи астрального выхода в момент клинической смерти. Широко известен случай с д-ром Уилцем из Канзаса. В 1889 году было объявлено, что этот джентльмен умер от тифа, и даже в местной церкви зазвонили заупокойные колокола. Однако он выжил. «Сент-Луисский медицинский и хирургический журнал» восироизвел на своих страницах «воспоминания покойника»: «Я… понял, что все еще нахожусь в своем теле, хотя чувствовал, что оно мне безразлично. Испытывая естественное для врача любопытство, я наблюдал поразительный, процесс отделения души от тела» [St. Louis Medical and Surgical Journal (St. Louis: February 1890)].
В той же статье д-р Уилц описывает свои впечатления от «посмертного» опыта. После выхода из тела он заметил человека, стоящего у двери больничной палаты. Когда Уилц приблизился к выходу из палаты, «рука этого человека прошла сквозь мое тело, не встретив никакого сопротивления… Я взглянул на его лицо, желая проверить его реакцию на случившееся, но он явно ничего не заметил и продолжал тупо смотреть на больничную койку, которую я только что покинул. Я проследил за его взглядом и увидел свое мертвое тело… более всего меня поразила исключительная бледность лица… Я попытался привлечь к себе внимание людей… мне хотелось рассказать им о том, что они бессмертны, но никто не обращал внимания на мои беззвучные призывы. Ситуация, в которой я оказался, стала казаться мне забавной, и я рассмеялся… я великолепно себя чувствовал. Всего лишь несколько минут назад я испытывал невыносимые страдания, и вдруг пришло избавление, называемое смертью, которой я так страшился. Теперь все это в прошлом, и вот он я — живой и мыслящий, да-да, именно мыслящий, причем с большей ясностью и без тени тревоги. Мое самочувствие прекрасно; никакая болезнь мне не грозит; я — бессмертен».
Практически все, испытавшие пограничное состояние, избавились от страха смерти, осознав бессмертие души. Еще одной характерной особенностью большинства людей, побывавших «за горизонтом», является редкостная терпеливость и человеколюбие.
В 1944 году известный психиатр Карл Юнг сломал ногу. Сразу после травмы у него случился сердечный приступ, который едва не свел его в могилу. Позднее сиделка рассказала, что от его тела исходило яркое свечение, подобное тому, которое она наблюдала у некоторых умирающих.
К счастью. Карл Юнг не умер. Он очутился в космическом пространстве, свысока наблюдая за Землей, которая «купалась в волнах небесно-голубого света». Глубины морей и очертания континентов предстали во всем своем великолепии. Под его ногами лежал Цейлон (Шри-Ланка), а впереди виднелась Индия. Он не мог охватить взором всю планету, но «ее форма отчетливо проявлялась серебристым свечением на фоне голубого света».
Полюбовавшись Землей, Юнг обернулся и увидел огромную скалу, несущуюся в пространстве подобно метеориту. На уступе, перед входом, в позе лотоса сидел индус, и Юнг, ступив на скалу, почувствовал умиротворение, смирение и своего рода религиозное просветление: «У меня было все, и это все было мною».
Юнг уже был готов войти в освещенный чертог, где, как он чувствовал, его ждут ответы на все вопросы о смысле бытия. Неожиданно появился его лечащий врач, «увенчанный золотым лавровым венком», который заявил Юнгу, что его время еще не пришло и пора возвращаться на Землю. Скрепя сердце и «очень разочарованный», Карл Юнг вернулся в мир живых [С. G. Jung, Memories, Dreams, Reflections (London: William Collins, Sons and Company Limited and Routledge and Kegan Paul, 1963), 270—273].
Опыт Карла Юнга оказался намного богаче заурядного полета сквозь «световой туннель», свидетельствуя о том, что ощущения людей в пограничном состоянии бывают разными. Перед тем как окончательно поправиться, Юнг испытал еще несколько видений. Он пишет: «Красота и эмоциональная насыщенность во время этих видений не поддаются описанию. Все испытанное прежде блекнет в сравнении с этим опытом… Я и представить себе не мог, что такое возможно. Видения нельзя считать плодом воображения, так как они были совершенно реальными; в них не было ничего субъективного, напротив, они отражали абсолютную объективность» [Там же, с. 275]. Слова известного ученого вполне согласуются с рассказами других людей, воспринимавших пережитое в предсмертном состоянии как реальность. Можно смело утверждать, что все это не имеет ничего общего со сновидениями.
Многие люди ошибочно принимают подобный опыт за галлюцинации. Однако это маловероятно, поскольку аналогичные впечатления характерны для представителей всех стран и народов, в том числе и детей. В книге «Ближе к Свету» д-р Мелвин Морс приводит множество случаев, когда дети, попав в угрожающую жизни ситуацию, покидали свои тела.
Известный исследователь пограничных состояний Ким Кларк, в бытность штатным психологом клиники в Сиэтле, получила неопровержимое доказательство реальности спонтанного астрального опыта.
Перед выпиской пациентки-сердечницы из клиники она попыталась рассказать ей о методах психологической реабилитации. Однако женщина не проявила ни малейшего интереса к ее наставлениям. Вместо того чтобы слушать, пациентка стала рассказывать о своем астральном путешествии, случившемся в то время, пока врачи изо всех сил пытались заставить ее сердце забиться снова.
Видя скептическое отношение психолога к своему рассказу, женщина предложила Ким убедиться в правдивости ее изложения. В подтверждение своих слов она заявила, что на оконном карнизе лежит ботинок. Ким открыла окно, но ничего не увидела. Пациентка продолжала настаивать на своем, но и при повторной попытке Ким не обнаружила никакого ботинка.
— Надо заглянуть за угол, — заявила женщина.
Комната, где проходила беседа, располагалась на пятом этаже, но Ким отважно вскарабкалась на карниз и убедилась в справедливости слов пациентки — ботинок был там, где она указала. Именно этот случай послужил началом карьеры Ким Кларк как исследователя пограничных состояний [Morse, Closer to the Light, 18—19].
Д-р Мелвин Морс доказал, что астральный опыт в пограничном состоянии является результатом этого состояния, но никак не следствием бессонницы, приема наркотиков или подсознательных страхов. Возглавив группу ученых, д-р Морс сравнивал данные об ощущениях умирающих и тяжелобольных людей. Оказалось, что астральный опыт доступен лишь тем, кто находится на пороге смерти. Результаты этих исследований были опубликованы в ноябре 1986 года в «Американском педиатрическом журнале».
Доктор Морс определил область мозга, ответственную за предсмертный опыт, и предположил, что именно она является «обителью души».
Следует заметить, что очень небольшое количество пациентов, испытавших выход из тела в предсмертном состоянии, идентифицируют астрального двойника. Как правило, они указывают на некую «искру сознания». Тем не менее их опыт следует квалифицировать как очевидный астральный полет. Кит Гэрэри, которого в 1970 году подвергли тщательному парапсихологическому тестированию, отправлялся в астрал в виде «привидения», светового шара или луча. В некоторых случаях он путешествовал в пространстве в виде «точки сознания» [D. Scott Rogo, «Experiments with Blue Harary» in Mind Beyond Body, D. Scott Rogo, ed. (New York: Penguin Books, 1978), 192]. Итак, существует немало способов астрального путешествия, и все они абсолютно реальны.
Видения в кризисных ситуациях
Известно немало случаев, когда к людям являлись видения их близких или возлюбленных, смерть которых наступала непосредственно в момент визита этих «привидений». Такое происходило, когда умерший человек неожиданно появлялся перед живым для того, чтобы сказать последнее «прости».